Вопросы о проверке органами Гоструда не теряют свою актуальность уже на протяжении многих лет. Это объясняется большим количеством созданных предприятий и необходимостью проверки их деятельности. Но увы, именно с этих проверок и начинается огромное количество проблем, связанных с человеческим фактором, конфликты с так зваными “Героями госслужащими.
В соответствии с Порядком осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде от 26 квітня 2017 р. № 295 проверка состоит из следующих частей:
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми
Плановые проверки проводятся с периодичностью, определяемой в соответствии с критериями, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования (приложение к постановлению № 1059).
Степень риска | Высокий | Средний | Незначительный |
---|---|---|---|
Критерии оценки | Наличие задолженности по выплате заработной платы | ||
задолженность по выплате заработной платы более 60 календарных дней | нарушение сроков выплаты заработной платы от 30 до 60 календарных дней включительно | нарушение сроков выплаты заработной платы до 30 календарных дней включительно | |
Выплата работникам заработной платы на уровне или ниже ее минимального размера | |||
с численностью до 50 человек включительно | |||
более 60% работников получают заработную плату на уровне или ниже ее минимального размера | от 45 до 60% работников получают заработную плату на уровне или ниже ее минимального размера | до 45% работников получают заработную плату на уровне или ниже ее минимального размера | |
с численностью от 51 до 250 человек включительно | |||
более 45% работников получают заработную плату на уровне или ниже ее минимального размера | от 30 до 45% работников получают заработную плату на уровне или ниже ее минимального размера | до 30% работников получают заработную плату на уровне или ниже ее минимального размера | |
с численностью 251 и более человек | |||
более 30% работников получают заработную плату на уровне или ниже ее минимального размера | от 15 до 30% работников получают заработную плату на уровне или ниже ее минимального размера | до 15% работников получают заработную плату на уровне или ниже ее минимального размера | |
Несоответствие количества работников предприятия объемам производства
(Выполненных работ, оказанных услуг) |
|||
количество наемных работников которых недостаточна для существующего объема производства (выполнения работ, оказания услуг | - | - | |
Нарушение требований законодательства о труде | |||
по результатам последней плановой или внеплановой проверки выявлены грубые нарушения требований законодательства о труде, имеющие признаки преступлений, предусмотренных статьями 172, 173 и 175 Уголовного кодекса | по результатам последней плановой или внеплановой проверки выявлены нарушения требований законодательства о труде, по которым должностные лица субъекта хозяйственной деятельности привлекались к административной ответственности | - | |
Наличие разногласий между фактическими показателями численности работающих и заработной платы и показателями отчетности, представленной в органы государственной власти | |||
расхождения между фактическими показателями численности работающих и заработной платы и показателями отчетности, представленной в органы государственной власти, составляют более 10% | расхождения между фактическими показателями численности работающих и заработной платы и показателями отчетности, представленной в органы государственной власти, составляют от 4 до 10% | расхождения между фактическими показателями численности работающих и заработной платы и показателями отчетности, представленной в органы государственной власти, составляют до 4% |
Периодичность плановых проверок:
Внеплановые проверки проводятся независимо от количества ранее проведенных проверок при наличии информации о фактах нарушения законодательства о труде.
Что касается полномочий, которыми наделены инспектора не только Гоструда, но и других государственных учреждений: в соответствии с Законом Украины “Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности” четко прописаны нормы в соответствии с которыми должна проводится любая государственная проверка. Аналогичные нормы более детально расписаны в иных нормативно-правовых актах, которые относятся к конкретным органам государственной проверки.
В любом случае инспектор при проверке обязан предоставить руководителю субъекта хозяйственной деятельности — удостоверение, а также остальные документы (приказ, направление на проверку) , где в соответствии с ч.3 ст. 7 Закона Украины “О основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности” №877-V должны быть указаны:
Инспекторы труда имеют исключительно те права, предусмотренные Постановлением № 295.
Кроме того, инспекторам труда запрещается:
По результатам проверки в форме посещения инспекторы обязаны составить акт, а при выявлении нарушений — предписание об их устранении. При несогласии с информацией, изложенной в акте, субъект хозяйствования может изложить свои замечания к нему. Также такие замечания могут быть поданы в течение 3 рабочих дней с даты подписания акта.
Обжаловать вынесенные по результатам посещений штрафы можно в административном и/или судебном порядке
Административный порядок предусматривает подачу жалобы руководителю или заместителю руководителя территориального органа Гоструда. За подачу такой жалобы платить ничего не нужно. Подача такой жалобы возможна в течение 10 дней. Срок ее рассмотрения — до 30 дней. На период рассмотрения предписание или требование приостанавливают свое действие.
Судебный порядок, который следует после административного порядка, обжалования предусматривает подачу административного иска в административный суд. За подачу такого иска нужно будет уплатить судебный сбор в размере 1 % от суммы штрафа для ФЛП и 1,5 % для юрлиц, но не менее 1 прожиточного минимума. Подача иска возможна в течение 6 месяцев после получения акта, а если применялся административный порядок обжалования — 1 месяца после получения отказа в удовлетворении жалобы. Срок рассмотрения иска в суде первой инстанции — от 1 месяца до одного года, апелляция — еще от 1 до 6 месяцев. На период обжалования штрафные санкции не взыскиваются.
В спорах которые возникают между субъектами хозяйственной деятельности и органами Гоструда, где требуется признать действия инспектора Гоструда противоправными, решения чаще принимаются на пользу вторых. Реже они признаются удовлетворенными частично.
Но есть исключения, например: решение Тернопольского окружного административного суда от 26.12.2017 года по делу № 819/1560/17 о признании действий неправомерными, признании противоправным и отмене приказа. Управлением Гоструда в Тернопольской области было выдано постановление о наложении штрафа с вынесением грубых нарушений норм действующего законодательства. Иск было удовлетворено, а приказ признано противоправным и отмененным, поскольку истец сумел довести неправомерность действий ответчик.
ОСТАВЬТЕ СВОИ КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ
Мы свяжемся с вами сегодня
Отдельной темой выступают ситуация, когда инспектора идут на уголовные преступления: берут взятки.
Более детально о таких случаях можно почитать здесь: